Функциональная грамотность
Нормативные документы. Информационно-методические письма
- План научно-методического сопровождения образовательных организаций по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Архангельской области в 2023/24 учебном году (скачать)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 06.05.2019 № 590 "Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (скачать)
- Письмо министерства образования Архангельской области «Об использовании банка заданий по функциональной грамотности» от 24.11.2021 № 209/02-09/10825 (скачать)
- Письмо министерства образования Архангельской области «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся (скачать)
- П Л А Н научно-методического сопровождения образовательных организаций по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Архангельской области на 2023 год (УТВЕРЖДЁН Распоряжением АО ИОО от «31»января 2023 г. № 36/01-04) (скачать)
Задания для формирования функциональной грамотности
TIMSS (математика, естествознание) - банк заданий для 4 и 8 классов
Региональные мероприятия для обучающихся по формированию ФГ
(перейти)
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ Гимназия № 25
План мероприятий на 2024-2025 учебный год
Циклограмма проведения диагностических работ по направлениям функциональной грамотности на 2024-2025 учебный год
PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся)
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной детьми в школе, на практике по трем направлениям:
- Читательская грамотность – под ней подразумевается, насколько хорошо ученик может воспринимать и понимать информацию в тексте, размышлять о сведениях, которые получает, и помогает ли ему чтение в достижении своих целей. Также расценивается, насколько он эрудирован, может ли взаимодействовать с обществом других людей.
- Математическая грамотность – расценивается, способен ли учащийся мыслить математически, формулировать, интерпретировать и использовать математику для того, чтобы решать задачи не только в теории, но и в жизни. Это широкий показатель, охватывающий процедуры, факты и термины, понятия, инструменты для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Эта грамотность дает возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия.
- Естественнонаучная грамотность – ее можно воспринимать как способность человека к активной гражданской позиции в естественных науках, увлечению идеями естественнонаучных областей. В наши дни важно, чтобы человек понимал и мог объяснить явления, интерпретировал доказательства и данные, мог планировать и оценивать исследования, принимал участие в обсуждении проблем, наиболее актуальных в мировом масштабе.
Помимо трех перечисленных присутствует четвертое направление – как правило, каждый год оно разное. К примеру, в 2012 году дополнительной темой изучения была финансовая грамотность, в 2015 рассматривалось решение проблем, а в 2018 – глобальные компетенции. Дополнительной темой исследования в 2022 будет креативное мышление.
Проверка включает в себя:
- тесты по всем четырем предметным областям на компьютере – времени на ответы дается два часа;
- анкета для школьников, в которую входят вопросы о личном опыте, статусе, отношении к образованию, знанию финансовых вопросов, умении коммуницировать и пользоваться информацией – всего на заполнение анкеты дается сорок девять минут;
- анкета для преподавателей или руководителей, необходимая для выявления факторов, определяющих разность в системах образования стран-участников.
Региональная оценка по модели PISA-2022
Документы. Сопроводительные материалы
Распоряжение минобразования АО от 20.09.2022 № 1691 О социологических опросах оценки удовлетворенности качеством общего образования в 2022 году
Распоряжение минобразования АО от 13.09.2022 № 1651 Об участии в региональной и общероссийской оценке качества общего образования по модели PISA в 2022 году
Письмо ФГБУ "ФИОКО" от 04.07.2022 О проведении региональной оценки по модели PISA в 2022 году
План-график региональной оценки по модели PISA 2022
Открытые задания PISA