Новости |
С 16 по 19 августа в Москве в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» состоялся семинар для участников федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2016».
На семинаре участники имели возможность познакомиться друг с другом, с членами жюри и с победителями конкурса прошлых лет. В этом году впервые на конкурсе представлены все 85 субъектов РФ.
Встречу открыл Пётр Григорьевич Положевец, главный редактор «Учительской газеты». Именно данное издание, так любимое педагогами всей России, станет в этом году оператором конкурса.
С первых минут семинара всем участникам было понятно, что здесь нас собрали не ради красивых слов и «красивой картинки». Организаторами встречи были приглашены для общения с нами, действительно, известные люди, знающие конкурс не понаслышке. Выступление директора Федерального института развития образования Александра Григорьевича Асмолова каждые пять минут сопровождалось аплодисментами. Для описания конкурсной ситуации он использовал особый, редкий термин. «Модель «Учителя года» — модель продуктивной конкуренции».
Главный редактор «Учительской газеты» озвучил статистику по конкурсантам 2016 года. Из 85 участников 28 мужчин и 57 дам. Средний возраст — 37 лет. Больше всего филологов — 24 человека, 13 учителей иностранных языков, 9 историков и так далее. Всего 1 человек преподает изобразительное искусство. Одна учительница танцев, педагог дополнительного образования.
В этом году конкурс пройдёт в Самаре, в городе абсолютного победителя Кочережко С.С.. Самарские представители рассказали нынешним конкурсантам о программе мероприятий.
Следующим важным пунктом программы была жеребьевка. Каждый участник конкурса узнал о том, в какой день он дает конкурсный урок, каким по счету. Я попала в 4 группу, в первую подгруппу, а урок мой состоится 25 сентября (в воскресенье) 6 уроком. Это будет урок литературы в 6 классе.
В плотном графике время для встречи с учителями нашла первый заместитель Министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, которая познакомила участников всероссийского финала с самыми крупными образовательными проектами, над которыми сейчас работает министерство, пригласила конкурсантов быть экспертами и ответила на все вопросы.
Свой главный совет: «Будьте самим собой» дал абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2012» Александр Демахин. Кстати, как и многие другие победители, он тоже будет членом жюри.
Встречи встречами, а все участники конкурса уже волновались, ведь 17 августа нам предстояло написать эссе. Да, в этом году эссе участники писали в очной форме, как 11-классники сочинение. Незнакомая аудитория, общественный наблюдатель, парта, гелевая ручка, оригинальный бланк конкурса, 4 часа в запасе и тема «Учитель – профессия дальнего действия». Оценивать испытание будет жюри заочного тура по 7 критериям — языковая грамотность текста, обоснование актуальности, наличие ценностных ориентиров, аргументированность позиции, умение формулировать проблемы и видеть пути их решения. Максимальное количество баллов, которое член жюри может выставить за эссе — 21. А основная цель испытания — раскрытие мотивов выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию, понимания миссии педагога, умение продемонстрировать видение современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.
После написания эссе мы продолжили общаться с участниками и победителями конкурса «Учитель года России» разных лет. Хочу подчеркнуть, что общение было творческим, динамичным, а главное, очень продуктивным.
18 августа установочный семинар продолжил свою работу. Это были лекции-консультации Иоффе А.Н., профессора ГАОУ ВО Москвы «Московского института открытого образования», Ясвина В.А., профессора кафедры проектирующей психологии Института им. Л.С. Выготского и мастер-классы от победителей конкурса «Учитель года».
Во второй половине дня состоялась встреча участников федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2016» с Дмитрием Ливановым. Темп вопросов-ответов был очень динамичным. Министра спрашивали о разном: когда прекратится двойная нагрузка на учителя по ведению электронного и бумажного журналов; что делать с низкой скоростью интернета в сельских школах из труднодоступных населенных пунктов; действительно ли вузы искусственно сокращают бюджетные места; дадут ли возможность школьникам, провалившим сдачу ЕГЭ, возможность пересдать хотя бы один предмет не осенью, а летом, в резервные сроки. За час, что продлилась встреча, педагоги успели задать много вопросов и получить на них ответы. Вел встречу главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.
Уже ближе к вечеру кто-то из участников установочного семинара уезжал. Каждый собрал свой «багаж» ценных советов, наставлений и рекомендаций, но все мы прощались со слезами на глазах, потому что успели за эти 3 дня подружиться и стать одной большой учительской семьёй, а вовсе не соперниками. Прощаясь друг с другом, мы с улыбкой говорили: «До встречи в Самаре!».